Алёна Коротких, 12 декабря 2022
В конце ноября компанией была представлена улучшенная версия поиска. Обновление «Яндекса» Y2 содержит шесть серьезных изменений.
- На главной странице оставлен только функционал поиска. До этого она уже претерпевала изменения – ее адрес сменился на ya.ru – но теперь изменения коснулись и дополнительной информации. И в мобильной, и в десктопной версии на главной странице теперь нет рекламных блоков и материалов Дзена. Задать условия поиска можно текстом, голосом или загрузкой изображения.
- Усовершенствован поиск по объекту. В поиске ранее уже использовалось объектное дополнение: «Яндекс» демонстрировал карточки по релевантным запросам услуг – например, товары с Яндекс.Маркета, ссылки на курсы или услуги врачей. В информационной базе поисковых роботов было более 22 тыс. образовательных курсов, 730 млн. товаров из разных сфер и более 740 тыс. врачей. Новый поиск теперь использует информацию об услугах более широко – в базу заносятся данные по автомобилям, продаже и покупке недвижимости, рабочих вакансиях и различных услугах. Обновление планируется проводить постоянно, чтобы наращивать объем потенциальных предложений. Чтобы попасть в карточки поисковой выдачи, нужно загрузить информацию о своих товарах или услугах в «Яндекс.Вебмастер» в формате YML-фида.
- Добавлены «Большие темы» (сложные темы, к которым многократно возвращаются). Новый поиск «Яндекса» Y2 имеет на главной странице блоки с большими темами, которые затрагивают крупные сферы жизни – карьера, образование, семья, финансы, квартира, ремонт и т.д. Каждый блок содержит конкретную тему, а внутри него есть три вкладки. Первая – избранное (содержит сохраненные пользователем страницы). Вторая – история (содержит тематические запросы, которые отправлял пользователь, и соответствующие сайты, которые он посещал). Третья – ссылки по теме (результаты поисковой выдачи по близким по смыслу запросам, которые отправляли другие пользователи).
- Добавлены детские аккаунты. Функции родительского контроля на разных уровнях становятся все востребованнее, так как дети со все более раннего возраста начинают заходить в интернет. Согласно заявлению «Яндекса», детский аккаунт должен защищать пользователя от неподходящего по возрасту контента (например, ресурсов с нецензурной лексикой, специфической информацией «для взрослых» и т.д.). Детские аккаунты — это не только поисковые ограничения, но и ограничения контента в других сервисах «Яндекса», вроде «Яндекс.Музыки» и «Кинопоиска». Из-под детского аккаунта можно будет увидеть только ту музыку и фильмы, которые не имеют возрастной пометки.
- Добавлен автоперевод для видео. Теперь в «Яндексе» есть фильтры, которые позволяют настроить поиск видео с автоматически сгенерированным голосовым переводом на русский язык. Пока проверяется перевод только по английскому, немецкому, французскому, итальянскому и испанскому языку. Дополнение: эта функция в данный момент доступна только в мобильном приложении и «Яндекс.Браузере». Голосовой перевод создается по принципу нейронных сетей. Нейросеть переводит текст на ходу, причем озвучивает его разными голосами, количество которых определяется на основе анализа имеющегося видео – если в нем разговаривают четыре человека, то нейросеть использует четыре разных голоса.
- Усовершенствован поиск по узконаправленным запросам. Новый алгоритм «Яндекса» Y2 использует нейросеть-трансформер CS YATI, которую обучали с помощью запросов по программированию и оценок разработчиков. В результате она способна отвечать так, как ответил бы настоящий разработчик. Пока CS YATI анализирует только запросы, связанные с программированием, но, как и в случае с объектными карточками, «Яндекс» планирует постоянно расширять базу знаний, чтобы улучшить ответы на запросы по другим темам.