Y2: новая версия поиска «Яндекса»

В конце ноября компанией была представлена улучшенная версия поиска. Обновление «Яндекса» Y2 содержит шесть серьезных изменений.

  1. На главной странице оставлен только функционал поиска. До этого она уже претерпевала изменения – ее адрес сменился на ya.ru – но теперь изменения коснулись и дополнительной информации. И в мобильной, и в десктопной версии на главной странице теперь нет рекламных блоков и материалов Дзена. Задать условия поиска можно текстом, голосом или загрузкой изображения.
    новая главная страница яндекса
  2. Усовершенствован поиск по объекту. В поиске ранее уже использовалось объектное дополнение: «Яндекс» демонстрировал карточки по релевантным запросам услуг – например, товары с Яндекс.Маркета, ссылки на курсы или услуги врачей. В информационной базе поисковых роботов было более 22 тыс. образовательных курсов, 730 млн. товаров из разных сфер и более 740 тыс. врачей. Новый поиск теперь использует информацию об услугах более широко – в базу заносятся данные по автомобилям, продаже и покупке недвижимости, рабочих вакансиях и различных услугах. Обновление планируется проводить постоянно, чтобы наращивать объем потенциальных предложений. Чтобы попасть в карточки поисковой выдачи, нужно загрузить информацию о своих товарах или услугах в «Яндекс.Вебмастер» в формате YML-фида.
    поиск по объекту
  3. Добавлены «Большие темы» (сложные темы, к которым многократно возвращаются). Новый поиск «Яндекса» Y2 имеет на главной странице блоки с большими темами, которые затрагивают крупные сферы жизни – карьера, образование, семья, финансы, квартира, ремонт и т.д. Каждый блок содержит конкретную тему, а внутри него есть три вкладки. Первая – избранное (содержит сохраненные пользователем страницы). Вторая – история (содержит тематические запросы, которые отправлял пользователь, и соответствующие сайты, которые он посещал). Третья – ссылки по теме (результаты поисковой выдачи по близким по смыслу запросам, которые отправляли другие пользователи).
    темы y2
  4. Добавлены детские аккаунты. Функции родительского контроля на разных уровнях становятся все востребованнее, так как дети со все более раннего возраста начинают заходить в интернет. Согласно заявлению «Яндекса», детский аккаунт должен защищать пользователя от неподходящего по возрасту контента (например, ресурсов с нецензурной лексикой, специфической информацией «для взрослых» и т.д.). Детские аккаунты — это не только поисковые ограничения, но и ограничения контента в других сервисах «Яндекса», вроде «Яндекс.Музыки» и «Кинопоиска». Из-под детского аккаунта можно будет увидеть только ту музыку и фильмы, которые не имеют возрастной пометки.
  5. Добавлен автоперевод для видео. Теперь в «Яндексе» есть фильтры, которые позволяют настроить поиск видео с автоматически сгенерированным голосовым переводом на русский язык. Пока проверяется перевод только по английскому, немецкому, французскому, итальянскому и испанскому языку. Дополнение: эта функция в данный момент доступна только в мобильном приложении и «Яндекс.Браузере». Голосовой перевод создается по принципу нейронных сетей. Нейросеть переводит текст на ходу, причем озвучивает его разными голосами, количество которых определяется на основе анализа имеющегося видео – если в нем разговаривают четыре человека, то нейросеть использует четыре разных голоса.
    автоперевод видео y2
  6. Усовершенствован поиск по узконаправленным запросам. Новый алгоритм «Яндекса» Y2 использует нейросеть-трансформер CS YATI, которую обучали с помощью запросов по программированию и оценок разработчиков. В результате она способна отвечать так, как ответил бы настоящий разработчик. Пока CS YATI анализирует только запросы, связанные с программированием, но, как и в случае с объектными карточками, «Яндекс» планирует постоянно расширять базу знаний, чтобы улучшить ответы на запросы по другим темам.