Коротко о техподдержке

Все мы прекрасно знаем, что такая штука, как Родина, начинается с картинок в наших букварях. Но многие ли задавались менее очевидным вопросом, с чего же начинается сайт?

И в этом самом месте я бы должен был, с умным видом подняв кверху палец, ввернуть красивую замысловатую фразу о том, что он начинается с технической поддержки, поскольку эта статья посвящена именно ей, но врать я не буду: сайт начинается с желания его создать. И вот в тот самый момент, когда эта сомнительная идея поселяется в вашей голове, уже можно смело начинать думать о поддержке сайта, поскольку сам процесс разработки хоть и очень утомительный и ресурсоемкий, но из всего того времени, которое проживёт ресурс, он занимает лишь малую его часть, а всевозможные по своей изощренности вопросы технического характера возникать будут стабильно на протяжении абсолютно всего этого срока. Если, конечно, вы не предпочтете сразу же с облегчением забыть о его существовании.

Хостинг

Ровно так же, как перед строительством дома специально обученные дяденьки фотографируют, роют и пробуют на вкус местность, проверяя её на пригодность к возведению на ней здания, необходимо заранее определиться и с тем, на каком хостинге будет размещаться ваш сайт. Вопрос этот не всегда простой, поскольку мне не попадалось еще ни одного хостера, который бы заявлял о том, что у него периодически возникают проблемы, и в то же самое время я не видел ни одного хостера, у которого этих самых проблем бы не было.

К счастью, все более или менее крупные хостинги относительно одинаковы по степени надежности и предоставляемым возможностям и различаются лишь удобством пользования панелью управления и адекватностью техподдержки, которая у одних может отвечать на ваши вопросы в режиме реального времени, а у других несколько дней тянуть с ответом, чтобы в итоге спросить, а о каком все-таки сайте идет речь, уйдя в астрал еще на неделю.

Также большинство хостингов предоставляет тарифы, подходящие для большей части создаваемых в этой части Вселенной сайтов. Поэтому, если вы не удумали на свою голову создавать проект федерального масштаба, который будет строиться под вас, начиная с первого символа кода и заканчивая последним вздохом контент-менеджера, то ориентируйтесь на стоимость предлагаемых услуг, а оценить удобство пользования панелью управления и адекватность технической поддержки можно, воспользовавшись возможностью попользоваться услугами хостинг-провайдера в тестовом режиме. Благо такую услугу предоставляет практически каждый хостинг, стабильности которого достаточно для содержания ушлых маркетологов, которые пропагандируют подобные вещи, дабы ухватить каждого проплывающего мимо потенциального клиента за жабры.

— Что за дела? — спросите вы, сделав недоумевающий взгляд. — А где же упоминание о том, что нужно пользоваться услугами техподдержки?
— Их есть у меня, — отвечу я, сидя на белом коне с шашкой в руках.

Вся штука заключается в том, что ни вы, ни ваш сосед по лестничной клетке, делающий ёжика из окурков в банке из-под кофе, стоящей на подоконнике между этажами, не заинтересованы в том, чтобы решать вопросы, касающиеся хостинга. Скорее всего, вас устроит ситуация, когда вы возьмете первый попавшийся хостинг, на котором все — о, чудо! — будет вполне сносно работать, либо когда вам скажут: «Берите вон тот, с перламутровыми пуговицами», — после чего будет наблюдаться тот же эффект. Вряд ли вам доставит удовольствие общение с технической поддержкой хостинг-провайдера в случае возникновения нештатных ситуаций, которые в процессе жизнедеятельности сайта случаются непременно.

Вы не будете знать, что спросить, а вам не будут знать, что ответить. А сайт тем временем будет находиться в состоянии глубочайшего и всепоглощающего уныния, создавая  вам сомнительную репутацию, а вашим конкурентам обеспечивая новых клиентов. Я даже не стану здесь поднимать вопрос о том, как относятся поисковые системы к сайтам, которые периодически оказываются недоступны, медленно работают и показывают поисковикам совершенно не то, что должны показывать. Эффект от подобных явлений не будет позитивным, а ведь это позитивная статья! Поэтому перейдем к следующей теме, которая уже истомилась в ожидании своей очереди, источая позитив.

Вредоносный код

Объединяя под одним названием сразу несколько разновидностей совершенно ненужных нам зверьков, вредоносный код все-таки бывает разным, выполняя различные функции, появившись у вас на сайте. В отличие от вирусов, которые поселяются на компьютерах пользователей именно в результате действий самих пользователей (за редкими исключениями), вирусы, живущие на сайтах, появляются там в результате прямого целенаправленного воздействия извне. Ваш сайт не качает программы для взлома аккаунтов «В контакте» за один клик, он не посещает сомнительные ресурсы для взрослых, в его интересах не значится посещение вообще каких-либо сайтов, через которые в систему могли бы проникнуть вредители. У него нет даже браузера, да вообще и ко всем тем вирусам, которые поражают обычных пользователей, пользующихся операционной системой Windows, он абсолютно безразличен: они для него как блохи на голове лысого человека – попросту нет среды для существования.

Основными целями появления вредоносного кода являются или попытки использовать ресурсы сайта для проведения каких-либо операций вроде рассылки спама, или эксплуатация посетителей сайта в своих коварных целях путем перенаправления их на нужный злоумышленнику ресурс, или какие-либо манипуляции с контентом сайта, если речь идет о целенаправленном взломе какого-то конкретного ресурса.

Все эти «взломы» крайне редко бывают именно целенаправленными, обращенными на какой-то один сайт. Чаще всего идут массированные взломы распространенных CMS через имеющиеся в них уязвимости, а ваш сайт, если он создан на базе какой-либо из них, просто попадает под общую раздачу и начинает дарить своих посетителей распространителям вирусов, системам накрутки и прочим нехорошим дядькам, решает активно рассылать спам, начиная при этом еще и безбожно тормозить, начинает портить вам жизнь, поскольку в случае появления в коде сайта всевозможных непотребств даже техническая поддержка хостера ненавязчиво укажет вам на дверь, ибо решение проблем такого характера не входит в ее компетенцию. Спецы поддержки даже могут по-дружески заблокировать ваш аккаунт на неопределенный срок за рассылку спама.

Но это все же не значит, что не бывает ситуаций, когда взламываются какие-либо конкретные сайты. В этих случаях возможны вообще любые варианты развития событий, начиная с того, что вашу фамилию в контактах как-нибудь зарифмуют экзотично-нецензурным образом, и заканчивая тем, что однажды утром вы и вовсе не увидите своего сайта, поскольку вся информация будет удалена физически.

— О, Господи! — воскликнете вы, подозревая наличие у меня ответа на ещё не заданный вами вопрос. — А где же упоминание о том, что нужно пользоваться услугами техподдержки?
— Их есть у меня. — Лениво отвечу я, слезая с коня и смахивая пыль со своей треуголки.

Вся штука заключается в том, что человек, имеющий опыт общения с этими прекрасными представителями интернет-фауны, знает, как их искать, где искать, на что клюёт и чем прикармливать. Также этот человек знает и способы предотвращения их появления в дальнейшем. И если не полного предотвращения, то снижения подобных рисков — точно. Вы, возможно, удивитесь, но если у вас есть сайт на Joomla!, и сделан он не вчера, то с огромной долей вероятности в глубине его файлов уже запрятаны и мирно существуют файлы, дающие полный доступ к вашему сайту, позволяя злоумышленнику делать с ним все, что угодно. И я нисколько не удивлюсь, если подобных файлов там будет множество, а засажены они туда будут совершенно разными людьми отдельно друг от друга.

Но статья у нас позитивная, поэтому я просто обязан уверить всех, что вредоносный код, который может заставить ваш сайт тормозить, рассылая спам, и получить от поисковых систем клеймо «этот сайт способен навредить вашему компьютеру», распугивающее всех без исключения посетителей, вполне поддается лечению, да и сама ситуация с этим вопросом решается за относительно небольшое время.

Системы управления содержимым (CMS)

Выбор того, на чем будет работать ваш сайт, определяет дальнейшую его судьбу как в плане удобства использования, формы подачи информации, широты функционала и возможности с кем-нибудь подружиться на почве использования одинаковых CMS на сайтах, так и в плане сложности и, как следствие, затратности дальнейших доработок.

Существует масса всевозможных решений, которые позволяют создавать сайты различной сложности и различной степени удобства. Цена их может варьироваться от очень высокой до очень низкой или даже нулевой (бесплатных CMS великое множество). Но, к сожалению, я не встречал случаев, чтобы за использование системы управления разработчики ещё бы и доплачивали. И выбор здесь еще более тяжелый, чем даже в случае с хостингом, поскольку там необходимо определяться в основном с ценой, а тут придется поломать еще голову над тем, стоит ли тратить деньги на покупку CMS, ведь есть и абсолютно бесплатные решения.

— Да что ж такое! — нетерпеливо воскликнете вы. — А где же упоминание о том, что нужно пользоваться услугами техподдержки?
— Их есть у меня. — Отвечу я, поправляя белое пальто, в котором стою красивый.

Дело в том, что с ростом или хотя бы развитием интернет-ресурсов неизбежно возникает потребность и в развитии их функционала. Зачастую свежеиспеченный сайт представляет из себя некоторую болванку, которая не пригодна ни для продвижения, ни для использования вашими посетителями. В процессе работы сайта многое всплывает на поверхность, многое становится заметным, многое начинает нуждаться в доработке, переработке или даже в создании с нуля.

Если вы не подходили к созданию сайта с холодной головой и солидным бюджетом, который был потрачен, в частности, и на то, чтобы за вас всё придумали, продумали и просчитали, то можно быть уверенным, что вашему сайту уже необходимы изменения, которые увеличат конверсию неизвестных посетителей в приносящих доход клиентов. И я сильно сомневаюсь, что хотя бы 1% из всех владельцев сайтов может самостоятельно изменить внешний вид сайта, не говоря уже о его функциональной части. И это совершенно нормально, ведь это узкая специфика, знать которую никто не обязан.

Для многих является проблемой даже внесение информации на сайт, им просто не интересны все эти процессы, а важен результат. И этот самый результат обеспечивается именно за счет технической поддержки, осуществление которой подразумевает также и функциональные доработки элементов системы управления. И выбор системы управления будет определять то, насколько легко будет производить все нужные изменения, насколько сложно будет найти исполнителя, который бы крепко взялся за ваш сайт всей своей натруженной пятернёй, насколько удобно будет вам самостоятельно вносить необходимые изменения в содержимое ресурса и еще великое множество более мелких моментов, которые будут возникать во время работы с сайтом. Нужно чётко понимать, что сайт является инструментом, при помощи которого вы добиваетесь своих целей, и никогда вы не сможете достичь желаемых результатов при неправильном подходе к выбору этого самого инструмента. Можно, конечно, иногда забить шуруп молотком, но при этом вкрутить гвоздь отвёрткой вряд ли получится.

Завершение

В этой статье я затронул далеко не все аспекты, касающиеся деятельности, проходящей скрыто от большинства пользователей интернета, и существует еще немало моментов, которые можно описывать в красках или без них. Таких моментов слишком много, чтобы уместить их в один материал, не сломав неискушенному читателю психику.

Техническая поддержка интернет-ресурсов представляет собой целый комплекс процедур, без осуществления которых сайт либо превратится в жалкое подобие чего-то полезного, либо вовсе прекратит свое существование. Кого-то, возможно, эти моменты совершенно не волнуют, кто-то пожмет плечами: «Ну и ладно». Но в том случае, если вам нужен настоящий инструмент, а не бесполезная безделушка, единственной целью существования которой является возможность забить адресом сайта пустующее место на визитке, без этого сложного набора манипуляций обойтись не получится.

— Да поняли мы, — скажете вы, задумчиво глядя в пол озадаченными глазами. — Без техподдержки не обойтись.

— Ну и славно, — отвечу я, поправлю треуголку и, с трудом вскарабкавшись на лошадь в своем белом пальто, с облегчением выдохну, уезжая в закат.